пятница, 9 сентября 2016 г.

Рабочая программа по музыке 8 класс Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, И. Э. Кашековой


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа  Тольятти «Школа № 81»



ПРИНЯТО                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете                                                          директор МБУ «Школа № 81»
МБУ «Школа № 81»                                                                         Х.Ш. Хайруллин
Протокол № 1 от   ______  2016 г                                        Приказ №           от





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(музыка)




Классы  8 «А», «Б», «В»
      

Составитель: учитель музыки
Ибрагимова Э.С.




2016 г.


Пояснительная записка

      Рабочая  программа  составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной основной общеобразовательной программой для основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 8.04.2015 г. № 1/15), авторской программой «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы»  Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, И. Э. Кашековой. Сборник рабочих программ – М.: Просвещение, 2011. – 104с.
     В музыке, как и во всяком искусстве, мы различаем не только количество, но и качество. Поэтому, как бы много человек не знал музыки,  это ещё не свидетельствует о том, что он не умеет отличить настоящее большое искусство от лёгкого развлечения и даже просто от плохой музыки. Темы этого года: «Жанровое многообразие музыки» «Музыкальный стиль – камерон эпохи» помогают разобраться в данных вопросах и ответить на них. Обучающийся должен понять смысл словосочетания «Музыкальный стиль» «Стиль – это человек» (Ж.Л.Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в конспекте культуры разных эпох.
     В программе ставится задача помочь учащимся научиться  разбираться  в окружающей их музыке, оценивать  её эстетические  и нравственные качества. Приобретение на музыкальных занятиях опыт, формирующий их собственный духовный мир – отношение к людям, к самим себе, к искусству.
     Учащимся должен стать понятен смысл словосочетания «современная музыка», которое нередко можно услышать как обозначение лишь новейшей легкой, развлекательной музыки серьезной. Выражение «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и поверхностном – как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком – как музыка, отвечающая общечеловеческим ценностям. Именно поэтому музыка прошлых и даже очень далеких времен не тускнеет от времени, а напротив, входит в единую сокровищницу мирового искусства, живя одной жизнью вместе с искусством наших дней, участия в нашей жизни.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

    В соответствии с  федеральным базисным  учебным планом предмет «Музыка» в 8 классе изучается 1 час в неделю, в год – 34 часа.
    В  учебном плане предусмотрено 34 часа для преподавания предмета «Музыка» в 8 классе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

    ЦЕЛЬ предмета – ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как часть духовной культуры.
  Задачи предмета:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
-  познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное  восприятие музыкальных произведений.  
     Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение,  слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:
Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Предметные результаты
Выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
Общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
Осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
Рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
Применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
Освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Содержание
Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (16 ч)
Жанр как определенный тип произведений, в рамках ко­торого может быть написано множество сочинений.
Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости, как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального ис­кусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «про­стой» и «сложной», народной и профессиональной. Многооб­разие жанров песенного музыкального фольклора как отраже­ние жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придвор­ные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как сим­волы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, празд­ничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Примерный перечень музыкального материала
Народные песни, церковные песнопения, романсы;
 Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.
Высокая месса си минор   (фрагменты). И.-С Бах.
Всенощное бдение (фрагмент) С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э. Уэббер.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Ария из оркестровой  сюиты № 3. И.-С. Бах.
Бразильская бахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос
Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Уж   если ты разлюбишь. Д. Кабалевский, слова У. Шекспира (Сонет № 90 в переводе С. Маршака).Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин.
Музы согласно. Кант неизвестного автора XVIII в.
Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.
Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бо­родин.
Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, слова Ф. Шиллера.
Песни. Серенады. Баллады. Ф. Шуберт.
День ли царит. П. Чайковский, слова А. Апухтина.
Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов:
Песни без слов. Ф. Мендельсон.
 Вокализ. С. Рахманинов.
Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр.
Менуэты. Г. Перселл, А. Корелли, Д. Скарлатти.
Менуэты из сюит. И.-С. Бах. Менуэты. Из фортепианных сонат. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен.
Симфония № 40   (3-я часть). В.-А. Моцарт.
Вальс-фантазия. М. Глинка.
Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев.
Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель». Г, Свиридов.
Вальсы. Ф. Шопен. И. Штраус.
Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.
Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Танец огня. Из балета «Любовь-волшебница». М. де Фалья.
Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть , траурный марш). Ф. Шопен.
Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ф. Мендельсон.
Марши. Из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский-Корсаков. П. Чайковский. Ж. Бизе.
Симфония № 5 (финал). Л. Бетховен.
Симфония № 6 (3-я часть). П. Чайковский.
Симфония № 7 («Ленинградская») (1-я часть). Д. Шостакович.
Военный  марш из   музыкальных   иллюстраций   к   повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Март. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке.
Сонаты. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А. Шнитке.
Прелюдии. И.-С. Бах. Ф. Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин.
Д. Кабалевский. С. Губайдулина.
Карнавал. Фортепианная сюита. Р. .Шуман.
Комедианты.  Сюита для  малого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Раздел 2. Музыкальный стиль — камертон эпохи (18 ч)

Основные стилистические течения и направления в музы­кальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеоб­разие, присущее музыке определенного исторического перио­да, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное ис­кусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей ХХ — XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм; неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исто­рических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музы­ка, хэви-метал, рэп, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и полистилистика  в музыке XXXXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествую­щих поколений. 

Примерный перечень музыкального материала

Симфония от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для VVIII классов по выбору учи­теля)
Прощальная симфония. Й. Гайдн.
Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев,
Симфония 4. А. Шнитке.
Опера оперетта — мюзикл рок-опера (из программы «Му­зыка для VVIII классов по выбору учителя) Моя прекрасная леди (фрагменты). Ф. Лоу.
Белая акация (фрагменты). И. Дунаевский.
Принцесса цирка (фрагменты). И. Кальман.
«Юнона и Авось». А. Рыбников, либретто А. Вознесенского.
Метро.  Я. Стоклас (русская версия текстов Ю. Рященцева и Г. Полвди).
Норд-Ост.   Музыка и либретто А. Иващенко и Г. Васильева.
Собор Парижской Богоматери. Р. Коччиант, либретто Л. Пламондона (русская версия текста Ю. Кима).
Ромео и Джульетта. Ж. Пресгурвик.
Иисус Христос — суперзвезда. Призрак оперы. Кошки. Э.-Л. Уэббер.
Чикаго. Дж. Кандер.
Золушка, Р. Роджерс.
Золушка. К. Меладзе и др.
Балет (из программы «Музыка» для VVIII классов — по выбору учителя)
Спартак (фрагменты). А. Хачатурян.
Кармен-сюита (фрагменты). Р. Щедрин.
Собор Парижской Богоматери (фрагменты). М. Жарр.
Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для VVIII классов по выбору учителя)
Прелюдии и фуги.  И.-С.  Бах (классические и современные интерпретации).
Соната 14 («Лунная»). Л. Бетховен (классические и сов­ременные интерпретации).
Прелюдии. Ф. Шопен (классические и современные интерпре­тации).
Картинки с выставки. Фортепианная сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).
Нет, только тот, кто знал. П. Чайковский, слова В. Гёте (классические и современные интерпретации).
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутен­тичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Методы и формы обучения:

Методы: анализ, сравнение, творческий, наглядно-слуховой, словесный, поисковый, нравственно-эстетическое познание музыки. 
Формы: вокально-хоровая деятельность, слушание музыки, изучение нотной грамоты, работа с учебником, работа  с презентациями. 

Формы контроля уровня достижений учащихся:
  
- творческие задания (классные и домашние);
- устный опрос;
- беседа (размышления о музыке);
- освоение навыков  правильного пения;
- музыкальная викторина;
- тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся

    Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- знание и умение  аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека, о важности  и значение классической и другой музыки;
 - умение  обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений;
- умение проанализировать свою творческую работу;
- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимание их неразрывной связи;
- умение использовать свои  певческие навыки во внеклассной коллективной работе, умение владеть своим голосом и дыханием при распевках, в период мутации;
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;  
-  определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музы­кальной выразительности;
-  знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведе­ния;
-  размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воп­лощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-   исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-  использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования;
-  выполнять твор­ческие задания;
- участвовать в исследовательских проектах;
-  использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.

ИКТ-компетентности обучающихся:
Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:
Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством использовать звуковые и музыкальные редакторы;
Использовать программы звукозаписи и микрофоны.
Организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник научится:
Выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио, презентаций);
Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:
Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
Создавать и заполнять различные определители;
Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности
учащихся 8 классов:

эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Критерии и нормы оценивания результатов

По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:
Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
Кроссворды.
Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
Блиц-ответы (письменно и устно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
Угадай мелодию (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
Применение широкого спектра творческих способностей учащегося в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим учащмся (рисунки, поделки и т. д.)
Ведение творческой тетради по музыке.
Проектная деятельность.

Учебно-тематическое планирование

№ урока
Наименование разделов
Кол-во часов
   
Раздел 1. Жанровое многообразие музыки.
16

1
Жанровое многообразие музыки
1

2
Песня – самый демократичный жанр музыкального искусства
1

3
Особенности песенной музыки
1

4
Многообразие жанров народного песенного искусства
1

5
Духовное и светское песенное искусство
1

6
Песня вчера, сегодня, завтра
1

7
Танец сквозь века
1

8
Танцевальная музыка прошлого и настоящего
1

9
Развитие танцевальной музыки
1

10
Танец, его значение в жизни человека
1

11
Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров
1

12-14
Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры
3

15
Марш, его значение в жизни человека
1

16
Жанровое многообразие музыки. Обобщающий урок
1

   
Раздел 2. Музыкальный стиль — камертон эпохи.
18

17
Музыкальный стиль
1

18
Музыка эпохи Возрождения
1

19
Барокко
1

20
Классицизм
1

21
Романтизм
1

22
Реализм
1

23
Импрессионизм
1

24
Неоклассицизм и классический авангард
1

25
Джаз
1

26
Рок-н-ролл
1

27
Кантри и фолк-рок, этническая музыка
1

28
Арт-рок
1

29
Хард-рок и хеви-метал
1

30
Рэп. Эстрада
1

31
Авторская песня
1

32
Стилизация и полистилистика
1

33
Музыкальный ринг
1

34
Традиции и новаторство в музыке
1


     Всего:
34



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
        Демонстрационный материал
2. Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа : http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
                 3.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран про­екционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
                 4.Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного мате­риала.


Учебно-методический комплект

Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Искусство М., Просвещение,2011
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Пособие для учителя Искусство 8-9 класс М., Просвещение 2011
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Хрестоматия музыкального материала Искусство 8-9 класс М., Просвещение2011
Литература
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.

Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002

Календарно-тематическое планирование


№ урока
Дата
Тема урока
Код элемента содержания
(КЭС)
Элемент содержания
Код  требования к уровню подготовки выпускников
(КПУ)
Требования к уровню подготовки
Программное обеспечение
Основные виды учебной  деятельности (УУД)
Домашнее
задание

планируемая
фактическая

Раздел 1.  Жанровое многообразие музыки (16 ч.)
1
1 неделя

Жанровое многообразие музыки

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений.
Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки.

Знать понятия:
жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка.
Уметь: приводить примеры различных музыкальных жанров;
проводить интонационно – образный анализ музыки.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение.
Подготовить сообщение

2
2 неделя

Песня – самый демократичный жанр музыкального искусства

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен. Исполнительский состав. Строение песни: вступление, отыгрыш, заключение, куплетная форма

Знать понятия:
Куплетная форма, строение песни;
Виды исполнения песен;
Исполнительский состав.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Рассуждение по теме: «Почему песню называют демократичным жанром?».
Хоровое пение.
Подобрать песню. Объяснить структуру

3
3 неделя

Особенности песенной музыки

Трансформация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох

Знать понятия:
Опера, ария, каватина, вокализ, песня без слов, романс, рок-опера, поп-музыка.
Уметь объяснять термины: простая и сложная, народная и профессиональная музыка.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный контроль. Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ музыки. Вокально-хоровое интонирование.
Составить программу или афишу вокального концерта.

4
4 неделя

Многообразие жанров народного песенного искусства

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи: кантри, фолк-джаз, джаз-рок, аутентичный фольклор и др.
Особенности музыкального языка и инструментария.

Уметь приводить примеры песен разных жанров
Знать многообразие песенных жанров разных народов;
Особенности музыкального языка, инструментария.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Контрольная работа.  Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ
Выявление особенностей музыкального языка.


5
5 неделя

Духовное и светское песенное искусство

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Знать особенности духовной и светской песни.
Уметь различать понятия: знаменный распев, партесное пение, литургия, всенощная, хорал, месса.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Выявление особенностей православного и католического церковного пения.
Подготовить сообщение

6
6 неделя

Песня вчера, сегодня, завтра

Особенности современной песенной культуры и вокального исполнительства.

Знать жанры современной песенной  культуры.

компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Самостоятельная
поисковая работа
Выписать названия русских хоровых коллективов.

7
7 неделя

Танец сквозь века






Значение танца в жизни человека.
Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные,
бальные и др.)

Знать жанровое многообразие танцевальной музыки.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос. Рассуждение о значении танца в жизни человека. Слушание музыки.
Подобрать иллюстрации танцевального костюма

8
8 неделя

Танцевальная музыка прошлого и настоящего

Особенности музыкального языка танцевальной музыки прошлого и настоящего.
Происхождение народных танцев от трудовых движений и древних игр. Пляски под песенное сопровождение

Знать особенности музыкального языка танцевальной музыки.
Уметь определять особенности музыкального языка разных танцев: темп, размер, ритм, мелодию.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный контроль.
Выявление средств музыкальной выразительности разных танцев.
Слушание музыки.
Подготовить сообщение

9
9 неделя

Развитие танцевальной музыки

Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Уметь приводить примеры различных танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Интонационно – образный анализ музыки.
Слушание музыки.
Самостоятельная поисковая работа.
Выписать названия изв. Отечественных ансамблей песни и пляски

10
10 неделя

Танец, его значение в жизни человека

Значение танцевальной музыки в драматургии современных зрелищных представлений и праздников.

Знать значение танцевальной музыки в современном искусстве.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
Интонационно-образный анализ.
Подготовить фрагменты танцевальных мелодий народов мира

11
11 неделя

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки.

Знать особенности маршевой музыки;
жанры маршей.
 Уметь  приводить примеры различных жанров маршей.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный контроль.
Выявление особенностей маршевой музыки.
Слушание музыки. Хоровое пение.

Придумать ритмический рисунок марша в различном темпе

12-14
12-14 недели

Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров.
Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры.

Уметь приводить примеры маршевой как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров;
Проводить интонационно- образный анализ
музыки.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
Интонационно-образный анализ.

Послушать маршевую музыку из балетов «Щелкунчик», «Кармен»

15
15 неделя

Марш, его значение в жизни человека


Роль маршевой музыки в организации и проведении современных массовых представлений.

Знать значение маршевой музыки в современном искусстве.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
Интонационно-образный и сравнительный анализ.
Хоровое пение
Составить музыкальный кроссворд

16
16 неделя

Жанровое многообразие музыки. Обобщающий урок


Эволюция развития жанра в истории музыкальной культуры.

Знать особенности песенной, танцевальной и маршевой музыки, их жанровое многообразие.
Уметь  приводить примеры песен, танцев, маршей как самостоятельных пьес и как части произведений крупных жанров
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
Интонационно-образный  анализ.
Хоровое пение.
Музыкальная викторина.

Сольное исполнение любимой песни (по выбору)

Раздел 2.   Музыкальный стиль – камертон эпохи (18 ч.)

17
17 неделя

Музыкальный стиль

Понятие музыкальный стиль. «Стиль – это человек». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

Знать понятия:
музыкальный стиль,
разновидности стилей.
Уметь:
Приводить примеры
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Выписать имена исполнителей и названия музыкальных коллективов, играющих в разных музыкальных стилях

18
18 неделя

Музыка эпохи Возрождения

Лютневая музыка эпохи Ренессанса. Духовная музыка Орландо Лассо

Знать понятия: баллада, канцона, лютня, клавесин; характерные признаки музыкального стиля эпохи Ренессанса.
Уметь приводить примеры
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос. Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ музыки.
Подобрать иллюстрации картин художников эпохи Возрождения

19
19 неделя

Барокко

Характерные признаки музыкального барокко (конец ХVIХVIII вв.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Полифония. Великие представители стиля барокко И-С. Бах и
Г.-Ф. Гендель

Знать характерные признаки музыкального стиля барокко;
понятия: полифония, прелюдия, фуга, токката, оратория.
Уметь называть композиторов – представителей этого стиля
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный контроль. Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.
Послушать органные произведения И.-С. Баха

20
20 неделя

Классицизм

Характерные признаки музыкального классицизма (1750-1830 гг.). Сонатная форма.
«Венская классическая школа». Великие представители классицизма: И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, К.-В. Глюк, М.И. Глинка. Состав симфонического оркестра.

Знать  характерные признаки музыкального стиля классицизм;
понятия: полифония, прелюдия, фуга, токката, оратория.
Уметь называть композиторов – представителей этого стиля.
компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос. Хоровое пение. Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Подготовить проект презентации «Художественный мир Моцарта»

21
21 неделя

Романтизм

Характерные признаки музыкального романтизма (ХIХ в.). Музыкальная столица – Париж. Влияние на музыку литературы, живописи, науки, общественных событий того времени. Композиторы – романтики: Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Э. Григ, И. Штраус, П.И. Чайковский. Композиторы «могучей кучки». С.В. Рахманинов.

Знать:
Характерные признаки музыкального стиля романтизм;
Понятие музыкальная драматургия.
Уметь:
называть представителей романизма;
характеризовать художественные особенности.

компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный  опрос.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Выучить одно из стихотворений Ю. Лермонтова (по выбору)

22
22 неделя

Реализм

Характерные признаки музыкального реализма. Сочетание оригинального музыкального материала с простотой и доступностью. «Правда жизни». Великие «реалисты» - Дж. Верди, Р. Вагнер, М.П. Мусоргский. Взаимосвязь музыки с литературой и живописью

Знать характерные признаки музыкального стиля реализм.
Уметь:
называть представителей реализм;
анализировать музыкальные произведения реалистов.

компьютер, фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ музыки.

Подобрать репродукции картин на тему «Реализм художника Ф. Гойи»

23
23 неделя

Импрессионизм

Характерные признаки музыкального импрессионизма (конец ХIХ начало ХХ в.).
Влияние живописи на музыку. Новый музыкальный язык (гармонии, аккорды, регтайм). Программная музыка. Представители эпохи: К. Дебюсси и М. Равель.

Знать характерные признаки музыкального стиля импрессионизм;
Понятия: регтайм, программная музыка.
 Уметь называть композиторов – представителей этого стиля.

компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.
Подготовить сообщение

24
24 неделя

Неоклассицизм и классический авангард

Характерные признаки
неоклассицизма и авангардизма (вторая половина ХIХ начало ХХ в.). Додекафония.
Алеаторика. Сонорика.
Новая венская школа: А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, Дж. Кейдж; А Шнитке, С Губайдулина, Э. Денисов. Неоклассика в творчестве Ф. Бузони, П. Хиндемит, И.Ф. Стравинского

Знать:
Характерные признаки музыкальных стилей неоклассицизм и авангардизм;
Понятия: додекафония, алеаторика, сонорика.
Уметь называть полные имена композиторов этих стилей.

компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Слушание музыки.
Интонационно- образный анализ. Устный опрос.

Подготовить сообщение «Музыкальное творчество А. Шнитке»

25
25 неделя

Джаз

Джаз – вид музыкального искусства, возникший на юге США в конце XIX – начале XX в. Характерные признаки джаза. Сплав традиций европейской и афроамериканской музыки. Основные жанры: блюз, спиричуэл. Представители (композиторы, исполнители): Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Д. Гиллеспи, Э. Фицжералд, А. Цфасман, Г. Ландсберг, Н. Минх, Л. Утесов, А. Козлов (джаз-рок). Развитие джаза: симфо-джаз, рок-музыка

Знать:
характерные признаки и историю развития джазовой музыки;
понятия: блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг;
состав джазового оркестра.
Уметь называть представителей джазовой музыки.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Слушание музыки.
Интонационно- образный анализ. Устный опрос.

Подготовить сообщение «Музыка Дюка Эллингтона. Значение его творчества в развитии музыки джаза»

26
26 неделя

Рок-н-ролл

Рок-н-ролл – первое большое направление в рок-музыке (середина 1950-х гг.). Характерные признаки, манера исполнения, состав инструментария. Король рок-н-ролла – Э. Пресли. Развитие рок-н-ролла – появление биг-бита. Выдающийся представитель – группа Битлз»

Знать характерные признаки и историю развития рок-н-ролла.
Уметь:
Называть полные имена представителей этого стиля.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Слушание музыки.
Выявление особенностей рок-н-ролла.
Выписать названия российских групп, имена музыкантов, играющих в стиле рок-н-ролл

27
27 неделя

Кантри и фолк-рок, этническая музыка

Кантри – песенная и инструментальная музыка фольклора многих европейских народов США(начало ХХ в.).
Фолк-рок – жанр рок-музыки, выросшей из кантри и блюза ( 1960 гг.). Представители: Боб Дилан, Ж. Бичевская, группы «Иван Купала», «Песняры», Д. Гаспарян, С Назархан. Этнофестивали.

Знать характерные признаки кантри, фолк-рока, этнической музыки.
Уметь называть музыкантов – представителей этих направлений.

компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Слушание музыки.
Хоровое пение.
Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

Подобрать музыкальную композицию в стиле «фолк» или «этно»

28
28 неделя

Арт-рок

Арт-рок – «художественный рок», «симфорок» (1960-е гг.). Характерные признаки арт-рока. Рок-опера. Состав инструментария. Представители – музыканты: у истоков – «Битлз», Л.-Э. Уэббер, А. Журбин, А. Рыбников; частично – А. Градский, группы: «Йес», «Кинг Кримсон» и др.


Знать характерные признаки арт-рока
Уметь называть музыкантов – представителей этого стиля;
приводить примеры.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Слушание музыки.
Хоровое пение.
Выявление особенностей музыкального языка арт-рока

Выписать названия известных рок-опер (по выбору), имена исполнителей

29
29 неделя

Хард-рок и хеви-метал

Хард-рок – тяжелый рок. Характерные признаки  хард-рока и хэви-метал. Состав инструментария. Манера исполнения. Зрелищные концерты.  «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Черный кофе», «Ария», «Круиз»

Знать характерные признаки арт-рока.
Уметь  называть музыкантов – представителей этого стиля;
приводить примеры.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Слушание музыки.
Хоровое пение. Выявление особенностей
Манеры исполнения и инструментария.
Оформить афишу рок-концерта

30
30 неделя

Рэп. Эстрада

Рэп – ритмизованный речитатив, или проговаривание текстов песен (1970-е гг., США).
Поп-музыка (2-я половина 70-х гг. ХХ в.) – массовая развлекательная музыка. Характерные признаки поп-музыки. Шведская группа «АББА»

Знать характерные признаки рэпа и поп-музыки.
Уметь  называть музыкантов – представителей этого направления.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос. Слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей. Хоровое пение.
Придумать текст рэпа на тему «Школа»

31
31 неделя

Авторская песня

История возникновения и развития авторской песни. Ваганты и барды. Авторская песня в России. Характерные признаки авторской песни. Б. Окуджава, Ю. Галич, В Высоцкий, Ю. Визбор, С. Никитин, Ю. Ким, А. Розенбаум и др.  Грушинский фестиваль

Знать  историю возникновения и развития авторской песни.
Уметь  называть имена авторов-исполнителей.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос. Хоровое пение.
Выявление характерных признаков авторской песни.
Выучить наизусть стихотворение В. Высоцкого (по выбору)

32
32 неделя

Стилизация и полистилистика

Стилизация и полистилистика в музыке XX-XXI вв.
как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Р. Щедрин, С Прокофьев, А Шнитке

Знать  понятия:
Стилизация, полистилистика.
Уметь называть имена композиторов, работающих в этих направлениях.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос. Слушание музыки.
Выявление характерных черт музыкального языка.
Хоровое пение.
Составить музыкальный кроссворд

33
33 неделя

Музыкальный ринг

Музыкальный стиль.
Жанровые, интонационно-образные особенности стилей, их языка, и манеры исполнения

Знать  особенности и характерные признаки различных музыкальных стилей.
Уметь  называть представителей-музыкантов этих направлений.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Музыкальный ринг.
Защита разработок команд-участниц ринга.
Выбрать для прослушивания произведение любимого музыкального жанра

34
34 неделя

Традиции и новаторство в музыке

Жанровое многообразие музыки.
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее.

Знать  понятия, полученные за курс обучения по музыки.
Уметь  приводить музыкальные примеры, выявлять особенности музыкального языка, применять навыки пластического и вокального интонирования.
компьютер,  фортепиано, синтезатор, творческая тетрадь учащегося
Устный опрос.
Слушание музыки.
Свободная беседа.
Хоровое пение.




6 комментариев: