Построение
(формы) музыки
Фо́рма
(лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота)
Музыкальная
форма – это определенный распорядок частей и разделов в
музыкальном произведении.
Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского — «двигаю»). Так
называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива
может быть разным – от одного — двух звуков до целого такта.
Более крупное музыкальное построение, которое
включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность
фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием
инструментальной музыки это понятие стало боле широким.
Фразы объединяются в предложения. Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения
завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным
музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или
отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов,
различающихся по функциональному наполнению (Т, S, D, VI).
Из предложений составляется период. Период – законченная, самостоятельная музыкальная форма.
Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями.
Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и
неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.). Иногда период имеет
дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой
раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением
или расширением.
Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или
припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а
слова изменяются, является куплетная
форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного
композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в
куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского,
Рахманинова и др. композиторов).
Одночастная форма (А)–
это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще
всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся
запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена), или в
детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А
или А1
Двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма,
состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале
первого (т.е, повторного строения – см.некоторые Прелюдии Скрябина), но есть
произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко»
Римского-Корсакова; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини). Схема
формы: А А1 или А В.
Важнейшим ( и самым простым) принципом для создания
музыкальной формы является повторность.Его необыкновенная популярность
объясняется несколькими причинами:
повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и
дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее
художественные детали;
повторение помогает отчетливо делить форму на
отграниченные друг от друга части;
повторение музыкального материала после изложения
нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального
образа.
Таким образом, формы, основанные на повторности,
получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И
самый простой из них – это трехчастная форма (ABA),состоящая из трех периодов,
где
А— представляет собой изложение музыкальной темы;
В — развитие темы Аили новый контрастный материал;А
— реприза, точное или измененное повторение части А.
Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто
даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова
«Конец»(по-итальянски: dacapoalFine).
Трехчастная форма (так же, как и все предыдущие)
бывает простаяи сложная. В отличие от простой трехчастной формы, в которой
каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части
представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму.
Например:
А В А
ababa
Трехчастна форма является один из самых популярных
принциповпостроения музыкального произведения.Произведения, написанные в
простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это
пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы
крупных сочинений. Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х
частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского.Помимо самостоятельных
инструментальных пьес из «Детского альбома», «Времён года» и др. произведений,
любимая композитором 3-х частная форма зачастую организует ГП и ПП в симфониях
(см. 4-ю и 6-ю симфонии).
На принципе повторностиоснована также более сложная
форма, уходящая корнями в народную песенно-танцевальную традицию Франции.Речь идёт
о форме рондо (в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая
хороводная песня»).В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный
припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.
Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема,
которая повторяется – это рефрен.Рефрен (по-французски – «припев») должен
прозвучать не менее 3-х рази может иметь любую простую форму: период,
двухчастную или трехчастную.
Между повторениями рефрена звучат различные
музыкальные построения, которые называются эпизодами. Таким образом, рондо –
это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.
А В А С А
рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен
Форма рондо широко применяется в инструментальной и
вокальной музыке: инструментальные пьесы(Моцарт,Турецкий марш из Сонаты для
фортепиано ля-мажор, №11, Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы «Свадьба
Фигаро»; Бетховен,«К Элизе», «Ярость по поводу потерянного гроша» и многие
др.), романсы и песни(Глинка,«Попутная песня»; Даргомыжский«Старый капрал»),
хоры, оперные арии (Глинка,Рондо Антониды из «Ивана Сусанина», Рондо Фарлафа из
«Руслана и Людмилы»), последние части крупных форм – сонат и симфоний(например,
симфонии Малера), а так же целые оперные или балетные сцены(см. «Щелкунчик» Чайковского,«Любовь
к трём апельсинам» Прокофьева)могут быть организованы формой рондо. Очень часто
форма рондо применяется в пьесах французских клавесинистов (Дакен, «Кукушка»,
Рамо, Тамбурин, «Курица», Куперен, «Маленькие ветряные мельницы», «Сестра Моника»
и многие другие пьесы).
Вариации (от латинского «изменение, разнообразие») –
музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений.
А А1А2А3А4 …
Вариации
Темаможет быть сочинена самим композитором,
заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора.1Она
пишется в любой простой форме: в форме периода, двухчастной, трехчастной. Тема
повторяется с различными изменениями в ладе, тональности, ритме, тембре и т. п.
В каждой вариации может меняться от одного до нескольких элементов музыкальной
речи (в зависимости от эпохи и стиля композитора).
Тип вариаций зависит от того, каким способоми
насколько сильноизменяется тема. Разновидности вариаций:
1.Вариации на неизменный
бас(bassoostinato)илистаринные вариации были известны еще в XVIвеке в Европе.
Модные тогда танцы пассакалияи чаконаписались в форме, основанной на постоянном
повторении темы в басу, при этом варьировались только верхние голоса (см:
Г.Пёрселл, плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней»). Техника бассо остинато не
осталась достоянием только лишь старинной музыки – в ХХ веке в связи с
всплеском интереса к старинной музыке эта техника обрела новую жизнь.
Интересные образцы использования бассо остинато мы находим, например, в
произведении Drauhgtmans Contract Майкла Наймана(басовую тему ведёт орган на
фоне «трепетания» струнных, в точке «золотого сечения» к этим инструментам
подключается клавесин, создавая своим металлическим тембром холодное,
жутковатое звучание).
2.Вариации на неизменную мелодию
(sopranoostinato)наиболее близки народной музыке. Мелодия повторяется без
изменений, а сопровождение варьируется. Такой тип вариаций ввёл в русскую
классическую музыку М.И.Глинка,поэтому они иногда называются «глинкинские»(см:
«Руслан и Людмила»: Песня Баяна, Персидский хор; Равель,«Болеро»;
Шостакович,эпизод нашествия из Симфонии №7.).
В западноевропейской классической музыке XVIIIи
первой половины XIXсложились 3.строгие (орнаментальные)2вариации,созданные
венскими классиками (Й.Гайдном, В.Моцартом, Л.Бетховеным).
Правила строгихвариаций:1.Сохранение лада, метра,
общих контуров темы и функциональной основы; 2.Изменение (орнаментация,
усложнение) сопровождения; 3.Одна из средних вариаций (как правило, 3-я)
пишется в одноимённом миноре или мажоре (см: Моцарт,Соната №11, 1ч.;
Бетховен,Соната №2, 2ч., Соната №8, 2ч. и др.).
Приёмы, которыми композиторы пользовались в
вариациях, связаны с популярным в XVII-XVIIIвеках искусством
импровизации.Каждый исполнитель-виртуоз, выступая на концерте, обязан был
фантазировать на предложенную публикой тему (мелодию популярной песни или
оперной арии).3Традиции бесконечно разнообразного варьирования исходной темы
существуют и поныне в джазовой музыке.
4.Свободные или романтические вариациипоявились во
второй половине XIXвека. Здесь каждая вариация является практически
самостоятельной пьесой и связь её с темой была очень слабой. Яркие примеры
таких вариаций в большом разнообразии представлены в творчестве Р.Шумана: это
фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Симфонические этюды» и др.
произведения. Много вариаций на заимствованные темы оставил гениальный
пианист-виртуоз Ф.Лист(транскрипции на песни Шуберта, на темы Моцарта, Гайдна,
Бетховена, темы из итальянских опер и на собственные темы).
В музыке встречаются вариации на две, а иногда и на
три темы, которые варьируются поочередно. Вариации на две темы называют
двойными:
А В А1В1А2В2А3В3… илиА А1А2А3… В В1В2В3…
1-я 2-я Вариации 1-я Вариации 2-я Вариации
тема тема тема тема
Примеры двойных вариаций: Глинка, «Камаринская»;
Бетховен,Симфония №5, 2ч., Соната №8, «Патетическая», 2 часть, Симфония №9, 4ч.
Вариации на три темы называются тройными.
Вариации могут быть самостоятельным произведением
(тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.
1 В эпоху раннего Возрождения (XIV-XVIвв.)
заимствование чужой темы не считалось посягательством на авторские права –
существовали специальные жанры, определяющие степень заимствования. Пародией
называлось сочинение на чужую тему, а парафразой – сочинение на собственную
тему. Сочинение на чужую или собственную тему распространено в композиторской
практике до настоящего момента и выявляет степень мастерства обработки исходной
музыкальной мысли.
2Орнамент – узор, украшение. Орнаментальные вариации
подразумевали усложнение, «изукарашивание» фактуры.
3Маленький Моцарт, гастролируя с отцом по Европе,
удивлял публику свободной импровизацией на любую предложенную тему. В XIX веке
виртуозными импровизациями слушателей ошеломляли Ф.Листи Н.Паганини.
композиция определяется рассмотрением её конструкции
(схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма
(особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра
(секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). «Хип-хоп, госпел,
хэви-метал, кантри и реггей — такие же "формы", как и менуэты, фуги,
сонаты и рондо».[1] Тем не менее понятие жанра обычно используется для описания
современной музыки. Классические музыкальные произведения обычно классифицируются
по форме. Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением
музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических
мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др.
элементов музыки).
Большинство форм классической музыки сформировались
к середине 19-го века. К новым формам, появившимся между 1890-ми и 1950-ми
годами, относятся конкретная музыка и минимализм. В музыковедческих
исследованиях 20-го столетия выявлен ряд новых композиционных закономерностей,
получивших наименование «параметрные формы». Параметрные формы[2] связаны с
техникой построения композиции на уровне разных средств (компонентов)
музыкальной ткани — ритма, динамики, гармонии, штрихов, фактуры и др. Эти формы
при отсутствии мелодико-тематического фактора или значительном ослаблении его
формообразующей роли, выступают на передний план современного композиционного
процесса.
ну не знай
ОтветитьУдалитьУ детей конфеты отбирают только печки
ОтветитьУдалить