ЖАНРЫ
РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН:
БЫЛИНЫ
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ЛИРИЧЕСКИЙ
ТРУДОВОЙ
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ
ВОЕННЫЙ
ОБРЯДОВЫЙ
КОЛЫБЕЛЬНЫЙ
ПЛЯСОВОЙ
ЧАСТУШКИ
Нигде
нет такой литературы, как у
нас
у русских. А народные песни?...
такие
песни могли родиться только
в
народе великой души…
М.
Горький
В
народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с
древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны
русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные
неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из
уст в уста.
Песни
повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными
захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы
узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и
надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского
национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.
И
в наши дни создаются произведения народного творчества. Народ слагал свои песни
о Великой Октябрьской социалистической революции, о героях гражданской и
Отечественной войны. Создает песни о новой жизни, о наших замечательных
современниках. Российские музыковеды собирают и изучают не только старинные
песни, но и современные.
Жизнь
человека немыслима без песни. В детстве ребенку мать поет колыбельные песни.
Подрастая, дети поют песенки, прибаутки и даже сами складывают их. Труд
взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На
старинных русских свадьбах звучали лирические песни, величальные, песни-плачи.
Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А в конце XIX века среди рабочих появились
революционные песни.
^
Эти разнообразные виды народных песен называются жанрами. С жанрами русских
народных песен мы и начнем знакомство.
-
Народные песни! Какие они разные!
Если
в песне слышна неприкрытая грусть –
Грустью,
кажется, полнится воздух.
Если
удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут
вечер и синие звезды.
И
старушка Земля все никак не поймет,
В
чём же кроется тайна России.
То
ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий
песни такие.
(
В.Гин.)
БЫЛИНЫ
Былины
– один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что
появились они более тысячи лет тому назад. Не раз нападали враги на Русь,
грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям,
которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.
Кто
из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои
подвиги во славу земли русской.
^
Сказка о Садко прославляет гусляра – создателя таких чудесных былин, которые покорили
даже самого царя Морского.
В
старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки
в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Позже былины пелись
без инструментального сопровождения.
^
Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно
они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному
стиху.
ОБРЯДОВЫЕ
ПЕСНИ
По
своему происхождению многие обрядовые песни относятся к тем далеким временам
древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки,
озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми.
В
древние, языческие, времена пели песни богам Солнца, Неба и Огня – Сварогу,
Ветра
– Стрибогу, богу плодородия – Яриле.
Вомногих
песнях часто встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями
природы. Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дают нам
возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом
укладе.
Среди
обрядовых различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор
урожая, семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи:
свадьбами, похоронами, проводами в солдаты.
Языческие
народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной
недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода
молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлениями от грозы и
града.
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ЖАНР
Самые
ранние исторические песни относятся к XIII – XV
векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана
Грозного, ПетраI,
о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной
войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве
простого солдата в русско-японской войне 1904-1605 года. Много песен создал
народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях
Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь
свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и
настоящему.
По
характеру мелодии исторических песен разнообразны: есть среди них протяжные,
напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. Создаются исторические
песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме
русских людей.
^
ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР
Лирические
песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются
богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние
человека, его переживания, чувства, настроения.
Лирические
песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям
в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о
дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о
невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни
была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, -
она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека,
его душевное переживание, охватившее его настроение.
Лирической
песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование
распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний
(«эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера.
ТРУДОВОЙ
ЖАНР
Вся
жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских
народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с
песней работалось дружней, организованней, веселей.
Много
песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжел. С
самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам
Волги.
Трудовые
песни часто переходили из одной артели в другую, причем слова могли изменяться
в зависимости от выполняемой работы. Самыми распространенными бурлацкими
песнями были «Эй, ухнем» и «Дубинушка».
^
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЖАНР
В
конце 19века в России усилилось рабочее движение. Появились новые боевые песни,
которые помогали рабочему классу в борьбе с самодержавием. Народ назвал их
революционными. И слова, и музыка этих песен были пронизаны новым для русской
песни качеством: энергией, маршевостью, верой в победу.
^
Партия большевиков придавала большое значение распространению новых песен.
Революционеры ценили силу песни и никогда не забывали об этом славном боевом
оружии.
За
пение революционных песен царские жандармы и полиция били демонстрантов,
стреляли в них. Но они не могли убить боевой дух людей. Похороны погибших
революционеров часто превращались в новые демонстрации. Тут пели не только
боевые песни, но и траурные марши: «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою
пали».
^
Однако в этих песнях народ выражал не только печаль по поводу гибели товарищей,
но и ненависть к насильникам, и уверенность в победе революции.
«Смело,
товарищи, в ногу» - одна из самых известных русских революционных песен. Ее
сочинил Л.П.Радин.(1860-1900). Когда из Таганской тюрьмы политических
переводили в Бутырскую, Радин быстро ознакомил товарищей с новым революционным
гимном. Политические, окруженные конвойными, впервые запели эту песню. Шествие
заключенных на глазах жандармов превратилось в яркую политическую демонстрацию.
ВОЕННЫЙ
ЖАНР
Народная
песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не
только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном
укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего
народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле,
защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи
русскому народу. Во время воин бойцы не расставались с песней. Перед боем и во
время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха
тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они
боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был
мир, а людям жилось свободно и радостно.
^
КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ЖАНР
С
колыбельными песнями дети знакомятся сразу после рождения. Мамы поют
колыбельные детям, чтобы успокоить их, приласкать. Исполняют их нежно, ласково,
с любовью и добротой.
В
русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти
покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок
пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Колыбельные обычно звучат
медленно, тихо, напевают как бы вполголоса. Такие песни успокаивают и
убаюкивают детей.
^
ПЛЯСОВОЙ ЖАНР
Танец
возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом.
Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются
выражением чувств и мыслей людей.
Многие
народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них
изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у
многих народов. Есть и русские народные плясовые песни.
^
Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.
Музыка
каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический
рисунок.
ЧАСТУШКИ
Частушки
– короткие, чаще всего быстрые (но иногда и медленные) песенки, в которых очень
много куплетов. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и
по какому случаю поется частушка. В наше время старинные, давно сочиненные
частушки поются с новым, современным текстом. Русская частушка не раз
встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто еще так часто не
обращался к частушке, как наш современник – композитор Родион Щедрин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий