Цель занятия:
развивать образное мышление ребенка посредством различных видов музицирования.
Задачи занятия:
1. обучающая –
способствовать приобщению учащихся к различным видам музыкального творчества.
2. развивающая
– развивать у детей слуховое внимание, гармонический слух, умение выражать свои
чувства и фантазии при помощи музыки.
3. воспитательная – воспитывать у учащихся бережное отношение к культурному наследию
своего народа, любознательность, трудолюбие и целеустремленность.
Оборудование занятия: фортепиано, гитара, стулья, пульт для нот, мини-ширма с документальными
фактами из истории романса «Очи черные».
Продолжительность занятия: 40 минут (1 урок).
Учащиеся: 6
класс
ПЛАН
ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
1.1. Приветствие
1.2. Беседа о жанре
2. Основная часть
2.1. Прослушивание классического
варианта романса
2.2. Слушание романса
2.3. Проверка домашнего задания
2.4. Исполнение романса «Очи черные»
в обработке Г.Балаева для двух фортепиано.
3. Подведение итогов
3.1. Поощрение детей
№
п/п
|
Части и содержание занятия
|
Организационно-методические
указания
|
Длитель-ность
|
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
|
Оформление
Организационный момент
Приветствие
Беседа о жанре.
Основная часть.
Прослушивание классического варианта
романса «Очи черные»
Исполнение романса инструментальным
трио (фортепиано, гитара, скрипка)
Проверка домашнего задания (подбор
по слуху, импровизация, досочинительство)
Исполнение романса «Очи черные» в
обработке Г. Балаева для двух фортепиано
Подведение итогов.
Поощрение
детей.
|
В кабинете стоит фортепиано со
стулом. На мини-ширме представлены документальные факты из истории романса
«Очи черные» и фотографии его самых известных исполнителей.
Педагог: Добрый
день, ребята, мои уважаемые коллеги! Мне очень приятно всех вас видеть на
нашем уроке-фантазии на тему старинного русского романса «Очи черные». Я
очень признательна за то, что вы согласились принять участие в нашем
необычном проекте.
Сегодня перед нами будет стоять
очень интересная задача: почувствовать себя в роли аранжировщиков,
композиторов и аккомпаниаторов, а также узнать много нового из истории этого
замечательного романса. Я не случайно выбрала такую тему для нашего урока.
Скажи мне, пожалуйста, Саша, знаешь ли ты, что такое романс.
Саша: Романс
– это небольшое вокальное произведение. Мне иногда удается услышать романсы
по телевизору на канале «культура», но это бывает достаточно редко. Мне очень
нравится красивая мелодия этих произведений.
Педагог: Да,
ты абсолютно права. Романс отличается исключительной выразительностью, яркой
мелодикой и образным поэтическим словом. Этот жанр не перестает притягивать к
себе как слушателей, так и исполнителей. Романс – это удивительное явление
только нашей национальной культуры. Это чисто русский жанр и в других странах его просто нет. В русском
романсе выразилась душа нашего народа, и становится обидно, что юное поколение,
почти ничего о нем не знает.
К сожалению, современные дети и
подростки больше интересуются музыкой, в большинстве своем, очень
сомнительного качества и содержания. И это даже не их вина, потому что другой
музыки они почти не слушают. С экрана телевизора, из радиоприемников романсы
звучат крайне редко, поэтому тема романса затронута очень своевременно. Мы должны побуждать
своих детей интересоваться нашим культурным наследием, изучать и сохранять
его.
Я тоже считаю, что это занятие
будет очень полезным и интересным всем нам, тем более, что мы не имеем
возможности часто слушать классическую музыку.
Даша: А я
часто слушаю романсы дома. Мне очень повезло, моя мама любит петь романсы.
Иногда я даже ей аккомпанирую. Мне романсы очень нравятся. В маленьком
произведении проходит порой целая жизнь, в них столько чувств и эмоций!
Педагог: Существует
великое множество самых разнообразных романсов, но я предлагаю взять за основу популярный
русский романс «Очи черные» и пофантазировать на эту тему.
«Очи черные» был написан неизвестным автором на стихи украинского
поэта Евгения Павловича Гребёнки. И сейчас мы перенесемся с вами в Петербург в далекие
80-е годы девятнадцатого века и послушаем первоначальную версию романса. Его исполняли как женщины, так и мужчины.
Одними из первых исполнителей были Ф.И. Шаляпин, Варя Панова, позже –
Изабелла Юрьева. Я хочу вам показать фотографии этих исполнителей.
А сейчас мы услышим романс в
оригинале.
Исполняется романс.
Педагог:
Даша, скажи, пожалуйста, какую роль ты отводишь себе в этом дуэте?
Педагог: Спасибо.
Садись на свое место.
Саша, скажи, пожалуйста: а удалось
Даше выполнить свою роль? Тебе понравилось?
Ученик: Так
красиво звучало, что мне захотелось петь вместе с Еленой Анатольевной, и я
думаю, Даша справилась со своей задачей.
Педагог:
Давайте представим себе этот романс как инструментальную пьесу в исполнении
трио.
Исполняется трио.
Педагог: Какие
инструменты вы увидели и услышали?
Даша: Скрипка,
гитара и фортепиано. Я знаю, что цыгане играли на этих инструментах, и,
слушая это исполнение, я как будто побывала в цыганском таборе и увидела этот
свободолюбивый народ с ярким зажигательным характером.
Педагог: Саша,
в чем ты видишь различие, аккомпанируя разным по тембру инструментам?
Саша:
Скрипка – инструмент достаточно звонкий, а гитара – мягкий, глухой. Поэтому
мне надо найти такое прикосновение к клавишам, которое подчеркнет красоту
каждого инструмента.
Педагог: А,
что, по-вашему, нужно сделать, чтобы добиться слаженной игры в ансамбле?
Даша: Если ансамбль – значит «вместе», т.е
надо сыграть, чтобы звучало как одно целое.
Саша: Да, я
когда играю, стараюсь внимательно слушать каждый инструмент и играть так,
чтобы был ансамбль, т.е. «вместе».
Если позволите, я бы хотела сказать
следующее: я вижу на примере своего ребенка, что игра в ансамбле, помимо
музыкальных задач, решает еще и воспитательные. Помогает ребенку быть
целеустремленным, воспитывает чувство ответственности.
Педагог: Мы
побывали и в Петербурге конца девятнадцатого века, и в цыганском таборе, а
сейчас я предлагаю вам стать аранжировщиками и композиторами. Это трудно –
сочинить, создать что-то своё, но вам было дано домашнее задание и было
достаточно времени, чтобы побыть с собой наедине, подумать, помечтать,
пофантазировать…
Каждый из вас получил задание: подобрать в удобной для себя тональности
романс «Очи черные» и представить фантазию на эту тему. А что из этого
получилось, мы сейчас услышим. Свой вариант исполняет Карелина Саша.
Исполняется.
Педагог: Спасибо,
было очень интересно. Даша, что ты можешь сказать по поводу услышанного?
Даша: Первое,
что я хочу отметить, это, несмотря на то, что Саша еще такая маленькая,
думает она уже по-взрослому, пытается гармонизовать мелодию и придумывает
что-то свое. Саша, я услышала в твоем исполнении еще одну мелодию. Объясни,
пожалуйста, что это за мелодия и почему ты ее использовала?
Саша: Один
из авторов, который сделал обработку романса – Гердель, был еще и поэтом. Он
написал стихотворение «Милая, ты услышь меня», которое также было переложено
на музыку.
Об этом я узнала от мамы. Она
сыграла мне этот романс, и мне показалось, что они похожи по характеру, и поэтому
свою фантазию я сделал как попурри, а заключение досочинила сама.
Педагог: И
какой жанр у тебя получился?
Саша:
Вокальный.
Педагог:
Спасибо. А теперь, Даша, давай послушаем, что же получилось у тебя.
Даша исполняет свой вариант.
Педагог:
Даша! Ну, ты нас просто поразила! Саша, а что услышала ты?
Саша: Было
так здорово, что мне захотелось танцевать! Оказывается, из одной и той же
мелодии можно сделать совершенно разные произведения.
Педагог:
Даша, у тебя получился даже не один, а
целое смешение жанров. О чем ты думала, и что хотела выразить данным
прочтением?
Даша: Я
взяла за основу мелодию романса, но он ведь похож на цыганский романс.
Поэтому, первое, что пришло на ум – это Цыганочка, которая стала заключительной частью моей фантазии и
изменила жанр романса, превратив его в танец. При этом я хотела сделать
старинный романс более современным и придумала вступление с элементами
джазовой музыки.
Педагог:
Все, что мы делали в течение этого занятия – это было нашим творчеством и
фантазией на тему романса «Очи черные». Но, работая с этим материалом, мы
знакомились и с современным прочтением данной темы разными композиторами.
Даша: Это
Г.Фритич, Л. Ржецкая,,.
Саша: Г.
Балаев. Мы играем с Вами ансамбль, в котором
композитор, так же как и мы, фантазирует на тему этого романса: в
одном произведении соединяет различные жанры и стили.
Педагог:
Представив свою музыку в виде уртекста, он оставляет простор для творчества
исполнителя.
Исполнение
Педагог: Исполнением
этого произведения мы подводим итог сегодняшнего занятия, а что бы мы
поставили в конце - точку или многоточие?
Я думаю, точку.
А я считаю, что все же многоточие.
Педагог:
Конечно, многоточие. Наверняка, мы сказали далеко не все о романсе и осветили
только маленькую часть этого огромного мира, который называется ФАНТАЗИЯ.
Я вам очень благодарна и
признательна за ваш талант, любознательность, целеустремленность, за вашу
богатую фантазию. Отдельное спасибо говорю Вам, родители, за ваших детей, за
то, что вы прививаете им любовь к музыке. До свидания!
|
1 мин
2 мин
5 мин
1 мин
6 мин
7 мин
15 мин
6 мин
2 мин
|
Список используемой литературы:
«Автор и источник заимствования неизвестен»
Комментариев нет:
Отправить комментарий