Урок-импровизация Мир звука, цвета и слова 2 класс

Урок музыки по теме: "Мир звука, цвета и слова"
Урок-импровизация во 2 классе,
Учитель музыки МБУ СОШ 81
Ибрагимова Эльвира Саитгалиевна
Цели:
·        Подчеркнуть жизненную основу всех искусств, продолжить накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека;
·        Развитие внутреннего слуха, внутреннего зрения, которые являются основой для развития творческого воображения, развитие исполнительской и слушательской культуры, продолжить работу по закреплению вокально-хоровых навыков;
·        Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
Эпиграф.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
(Рыленков)
Ход урока.

      Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть, и сегодня этот урок мне хотелось бы начать со стихотворения.




Стихия музыки – великая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде растворена во всем.


 (Е.Винокуров)








            Вы, конечно, знаете, что музыка великое, никогда неувядающее искусство. Музыка занимает в нашей жизни огромное место, без нее не обходится ни одно событие. Под тихий напев матери засыпает малыш, под веселую мелодию резвятся дети. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь, а богатый и поэтичный мир звуков привлекает людей своей выразительностью. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги.
Но в мире искусств музыка не одинока.

 ВОПРОС:              Ребята, а какие виды искусств можете назвать вы?

- Ответы детей предполагают живопись, литературу.

ВОПРОС:          А как вы считаете, связаны ли эти виды искусства с музыкой?

                А сегодня на уроке мы попытаемся соединить эти виды искусства – и музыку, и живопись, и литературу, воедино.

Основная часть.

    Откройте, пожалуйста, учебники на странице 18.

 Вы видите стихотворение А. С. Пушкина «Тиха украинская ночь»

Давайте сейчас все вместе прочитаем его.( дети читают)

ВОПРОСЫ:           

  А теперь ответим на те вопросы, которые даны в учебнике.

ОТВЕТЫ.

ЗАДАНИЕ : А теперь давайте прочитаем это стихотворение под музыку.
(зачитывается стихотворение)

ВОПРОС: По разному ли мы читали стих?

Сейчас вы услышали «НОКТЮРН» Ф. Шопена. Что же означает это слово:

·        Французское слово, в переводе означает «ночной»

·        Ноктюрны исполнялись на открытом воздухе в ночное время.

·        Пьеса, связанная с ночью или рожденными ею образами.

·        Сочинение  для фортепиано неопределенной формы мечтательного характера
ЗАДАНИЕ:  Рассмотрите пожалуйста картину на странице 20.

                     Что вы можете о ней сказать?


ЗАДАНИЕ:   А сейчас давайте прочтём рассказ Драгунского на стр 19.

ЗАДАНИЕ:   Выполним аналогичное задание и прочтём рассказ под музыку.

         Итак, звучала «Лунная соната» Л. В. Бетховена

            История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”. А название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки. Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди

“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

    Сегодня я познакомлю вас ещё  с одной  картиной «Сикстинская Мадонна» замечательного итальянского художника Рафаэля. В нашей беседе мы попытаемся приблизиться к этому шедевру, и мне бы очень хотелось, чтобы эта картина осталась не только в вашей памяти, но и в вашем сердце.

Перед вами это удивительное полотно.
Всмотритесь в него внимательно и ответьте на следующие вопросы.
Кто является главным персонажем картины?
- Мадонна.

Что она делает?
- Держит на руках ребенка.

Что она при этом чувствует?
- Любовь, нежность, ласку и т.д.

А какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?
- Чувство ласки, заботы, радости, любви и т.д.

Можно ли остаться равнодушным, общаясь с этой картиной?
- Нет.

Какими средствами художник смог пробудить в нас эти чувства?
- Живопись разговаривает на языке цвета.

Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы.
             Рафаэль был удивительным художником, большая часть его полотен посвящена образам святых. Данная картина висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь, она рассказывает нам о любви и нежности Девы Марии к своему сыну, о тревоге за него.
          А теперь, давайте вспомним придание. Уже в момент рождения, Дева Мария знала о той страшной участи, которая ожидает ее сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен свою жизнь. И как это страшно для матери – держать на руках младенца и знать, что в будущем ему суждено погибнуть мучительной смертью, пусть даже ради такой высокой цели, как человеческое бессмертие.
         Что она чувствует, о чем думает?
- Чувствует боль, жалость, сострадание, вместе с тем гордость и величие. Просит Бога дать ему силы и мужество достойно пройти через все испытания.
       Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты, но в его памяти она осталась очень красивой женщиной. Он говорил: «Я хочу написать Мадонну – простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства». В его Мадонне чувствуется тоска человека, не знавшего материнской ласки.
        Итак, мы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, душевное умиротворение, она полна добра, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушиваться в эту льющуюся прямо с полотна музыку.

         Давайте станем на миг композиторами, и попытаемся устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине.

ВОПРОС:                  Как вы считаете, какая она будет?

- Тихая, нежная, плавная, тревожная, грустная, и вместе с тем светлая, полная величия.
Вы замечательные композиторы, молодцы. А сейчас попробуйте выполнить следующее задание.
ЗАДАНИЕ:     Вы услышите три небольших музыкальных фрагмента, выберите тот, который, по вашему мнению, своим характером наиболее близок картине Рафаэля.

Звучат фрагменты следующих произведений
-Григ Утро;
-Шуберт Ave Maria, инструментальное исполнение;
-Форе Элегия.
   
     Дети выбирают музыку Шуберта. Другие фрагменты не подходят, так как Мелодия Грига очень светлая, безмятежная, а Форе – слишком мрачная, печальная.
Произведение, которое сейчас прозвучит, я очень люблю, мне оно бесконечно дорого. Его музыка так же прекрасна, как и эта картина, а написал ее Франц Шуберт и назвал «Ave Maria».

ВОПРОС:          Скажите, ребята, а кто из вас слышал эту музыку сегодня не впервые?


          Франц Шуберт прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, которые так близки каждому из нас. Он подарил нам мелодию неземной красоты, которая словно убаюкивает. Кажется, что она восходит к небесам и опускается на грешную земля, но вместе с тем, она полна строгости и величия.

Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?
- Нет.

     В основе этого произведения лежат стихи английского поэта Вальтера Скотта. Это своего рода гимн добру и любви. Вслушайтесь в эти строки внимательно, ведь они еще раз подтверждают правильность всех наших суждений.



Ave Maria! Пред тобой
Чело с молитвой преклоняю…
К тебе, заступнице святой,
С утеса мрачного взываю…
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли…
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли!
Ave Maria!

Ave Maria! Ночь пришла.
Измучены мы тяжким горем,
И ложем служит нам скала
Над этим вечным бурным морем.
Взгляни на нас!
Ты сновидений зловещий рой
Отгонишь прочь,
Прольешь в сердца успокоенье,
И быстро пронесется ночь…
Ave Maria!

Ave Maria! Не страшна
Нигде с тобою злая сила…
Не ты ли благости полна,
Гонимых нас в горах укрыла!
И в этот поздний час мольбою
К тебе взываю я: внемли!
Будь нам охраною святою
И тихий сон нам ниспошли!
Ave Maria!



           ВЫВОД:

                 А теперь давайте подведем итог нашей работы.

           Сегодня мы не только говорили о литературе, живописи и музыке  – мы попытались «услышать» живопись, «увидеть» музыку, почувствовать слово. И убедились, что и музыка, и живопись, и литература, – все эти искусства, каждое своими средствами, рассказывают об очень близких для всех нас чувствах, - о добре, любви, о чувствах, которые волнуют нашу душу. Ведь это сейчас так важно в жизни – не остаться равнодушным, уметь сопереживать.

                  ПЕСНЯ.

          Но прежде чем закончить урок, я бы хотела напомнить вам, что мы знаем песню о живописном искусстве и , поэтому, я предлагаю вам её исполнить.


          ИТОГ:       Я желаю вам, дорогие ребята, научится не просто слушать, а уметь услышать, не просто смотреть, а уметь увидеть и почувствовать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий