Автор: Ибрагимова
Эльвира Саитгалиевна
Должность: учитель
музыки
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№81
Городского округа Тольятти
Возраст: 6 класс
План-конспект
урока-игры «Волшебная шкатулка»
для
учащихся 1 класса
Тема
урока:
«Волшебная
шкатулка» - работа над развитием чувства ритма
Цель:
научить детей определять и воспроизводить ритмометр в песнях
Задачи:
-
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в
движениях;
-
развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв¬чивость на музыку,
слуховые представления, чувство ритма);
-
учить определять быстрый, средний и медленный темп;
-познакомить
детей с шумовыми музыкальными инструментами
-
формировать эстетический и художественный вкус;
-способствовать
самовыражению детей;
-
способствовать овладению основами музыкальной культуры
Оборудование:
Магнитофон
(компьютер)
Музыкальные
шумовые инструменты: ложки,
колокольчики, погремушки, хлопушки, бубен, металлофон, ксилофон, маракасы,
кастаньеты.
Наглядный
материал: иллюстрированные карточки к игре «Прогулка», изображение музыкальной
шкатулки на листе формата А4
Аудиозаписи
песен «Русская плясовая», «Музыкальная прогулка», «Веселая песенка»
Бумажные
нотки красного желтого и зеленого цвета
Ход
занятия:
Организационный
момент. Приветствие.
Здравствуйте,
ребята. Я очень рада всех вас видеть. Сегодня мне помогать будет веселый бубен. Он тоже хочет с вами
поздороваться
Здравствуйте
ребята (отбиваю ритм бубном).
А
теперь вы со мной поздоровайтесь также
Дети,
отбивая ритм здороваются
Мы
поздоровались друг с другом, а теперь давайте поздороваемся со своими ручками
Здравствуйте
ручки – хлоп, хлоп, хлоп
А
с ножками?
Здравствуйте
ножки, топ-топ-топ
А
теперь щечки
Здравствуйте
щечки – плюх, плюх, плюх
Пухленькие
щечки – плюх, плюх, плюх
А
теперь ротик
Здравствуй
мой ротик – чмок, чмок, чмок
А
носик
Здравствуй
мой носик – бип, бип, бип
Тот
кто со мной эту песенку поет
Никогда
и ни за что он не устает
Как
я уже сказала, сегодня нас ждет много интересного. И сейчас я одного из вас..
выбираю ребенка Диану превращаю…. В
кого?
Одеваю
шапочку и фонендоскоп
Да,
Диана, теперь ты доктор. Сегодня мы будем слушать, как бьются ваши…. сердечки.
Основная
часть занятия
1-я
часть «Ритм – биение сердца»
Педагог
вместе с детьми слушает биение сердец
А
теперь точно так же давайте послушаем как бьется сердечко у песен. Да, да, у
них тоже есть сердечко, и оно тоже стучит: тук-тук!
Звучит
аудиозапись попурри песен с различным ритмическим рисунком
Ребята,
давайте хлопками повторим как бьется сердце у песен, которые сейчас будут
звучать. Как и у вас, у песен сердечко тоже стучит по-разному и этот стук
называется ТЕМП или РИТМ
Как
вы думаете, что такое ритм?
Темп
— это степень скорости исполняемого действия.
А
Ритм – пульсация, рисунок музыки
Есть
у меня музыкальная шкатулка, которая очень волнуется из-за своего сердечка.
Потому что стучит у нее оно по-разному, то медленно, то быстро, вот послушайте
Звучит
аудиозапись «Русская плясовая»
Что
же делать? Не заболела ли наша шкатулочка?
Может
прописать ей прогулку на свежем воздухе? Но шкатулочка очень расстроена и
боится одна выходить на улицу. Что
2-я
часть занятия «Прогулка»
Решено,
сейчас мы все вместе пойдем на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять, а
помогать нам будут деревянные ложки и хлопушки они будут нашими сердечками.
Педагог
раздает детям музыкальные инструменты
Вот
мы с вами спускаемся по лестнице
Педагог медленно ударяет ложками
по ладони. Дети повторяют такой же
ритмический
рисунок.
А
теперь мы вышли на улицу, светит солнышко,
все
обрадовались и побежали. Вот так!
Частыми
ударами передает бег. Дети
повторяют.
Таня
взяла мяч и стала медленно
ударять
им о землю
Педагог
вновь медленно ударяет
ложками.
Дети повторяют.
Остальные
дети стали быстро прыгать: скок, скок
Ударяет
ложками в произвольном ритме,
дети
повторяют.
Но
вдруг на небе появилась туча,
закрыла
солнышко, и пошел дождь.
Сначала
это были маленькие редкие
капли,
а потом начался сильный ливень
Педагог
постепенно ускоряет ритм ударов
ложками.
Дети повторяют.
Испугались
ребята, побежали домой
Быстро и ритмично ударяет ложками.
Хорошо
погуляли? Посмотрите, и наша шкатулочка повеселела.
На
прогулке наши сердечки стучали как?
По-разному, то быстро, то - медленно, и мы узнали, что в музыке бывает разным –
РИТМ
3-я
часть занятия «Ритмический рисунок»
Сейчас
попробуем нарисовать ритмический рисунок музыки (долгими и короткими звуками).
Педагог
напоминает ритмический рисунок «лесенки», «солнышка», «игры с мячом»,
«прыжков», «дождя», «ливня», - дети рисуют на доске длинные и короткие полоски
Вот
таким образом можно описать нашу прогулку
А
хотите заглянем в волшебную шкатулочку, как она устроена?
Становитесь
в круг. У меня есть волшебная лента. Пока вы все вместе держитесь за нее –
шкатулочка молчит, а как только кто-то из вас отпускает ручки, - начинает
звучать музыка. Только нам ни в коем случае нельзя уронить ленту, - иначе
шкатулка сломается. Я стану в круг и буду управлять шкатулкой, стараясь поймать
вас за ладошки, а вы не поддавайтесь, а главное, - не уроните ленту.
Кто
попробует стать на мое место?
Дети
играют
4-я
часть занятия «Оркестр»
Ох,
и поиграли, и шкатулочку нашу развеселили.
поиграла
она с нами и поняла, что беспокоиться ей не о чем, все в порядке с ее
сердечком. Просто в песне, которая в ней звучит, постепенно меняется РИТМ.
Обрадовалась шкатулочка и заиграла. И мы давайте с вами ей подыграем.
Педагог
раздает детям музыкальные инструменты
Дл
того, чтобы мне было легче объяснять вам какие инструменты должны играть,
давайте познакомимся с их названием
Вот
– хлопушки, на них играют вот так
Демонстрирует
игру
Вот
бубен, знакомый для вас инструмент
Демонстрирует
игру
А
это – колокольчики, послушайте, как они звенят
Демонстрирует
игру
Вот
– погремушки – веселые подружки
Демонстрирует
игру
А
вот и ложки, играть на них можно по-разному, но мы будем играть вот так
Демонстрирует
игру
Звучит
мелодия. Педагог поочередно дает команду тем или иным инструментам играть,
затем играют все вместе.
Вот
и закончилось наше занятие
Вопросы
для детей:
1. Что нового вы узнали о музыке, о песнях?
2. Каким бывает темп музыки?
3. С какими музыкальными инструментами вы
познакомились?
4. Что больше всего понравилось вам на
занятии?
5. Давайте отблагодарим нашу шкатулочку,
ведь благодаря ей мы так много узнали. Украсим ее нотками.
-
Если вам все понравилось и все было понятно, - выбираете красную нотку;
-
Если вы что-то не поняли, - выбираете желтую нотку;
-
Если музыкальная прогулка вам не понравилась, - зеленую нотку.
Всем
большое спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий